Принятые СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (далее - НРБ-99/2009 основаны на рекомендациях Международной комиссии по радиационной защите, в соответствии с которыми для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип нормирования - не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений.
Принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением.
Принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины.
Радиологическое обследование автомобиля производится высокоточным дозиметром-радиометром. Обследованию подлежат:
- колесные арки,
- двигатель, включая воздушный фильтр, радиатор,
- места установки салонных фильтров,
- внутренняя обшивка салона автомобиля и, прежде всего, покрытия сидений, потолка и пола.
При этом принимается во внимание уровень естественного радиоактивного фона рядом с автомобилем.
Ориентировочные нормативы
0,10 - 0,20 МкЗв/ч (микрозиверт в час) - безопасно (нормальный радиационный фон);
0,20 - 0,50 МкЗв/ч - относительно безопасно;
0,50 - 1,20 МкЗв/ч - зона повышенного внимания;
1,20 МкЗв/ч и более - опасная зона.